Трапезная «Гжель»
Завтрак: с 08:30 до 10:30
Технологический перерыв: с 10:30 до 13:00
Обед: с 13:00 до 15:30
Технологический перерыв: с 15:30 до 18:00
Ужин: с 18:00 до 20:30
Спортивный комплекс
с 10:00 до 21:00
Бассейн
понедельник — санитарный день
вторник — пятница — с 16:00 до 21:00
суббота, воскресенье — с 10:00 до 21:00
Экоферма
с 10:00 до 16:00
По предварительному бронированию
Бани (русская, турецкая)
Боулинг,бильярд, аэрохоккей
Прокат техники
Верховая езда на лошадях
Стрелковый клуб
Скидки и акции
Гибкая система скидок для компаний и организованных групп людей (от 15 человек) на проживание
Обитель у истока Волги имеет свою историю. Начиналась она с постройки каменного храма в селе Волго-Верховье. По инициативе жителей волжских городов, стремившихся отметить духовную значимость начала великой русской реки, на добровольные пожертвования начали строить в селе Волго-Верховье каменный храм. Большую помощь средствами оказывало Всероссийское общество Святой Ольги.
В городе Осташкове создали уездный строительный комитет по возведению храма у истока Волги, председателем назначили настоятеля Нило-Столобенской пустыни архимандрита Пахомия. 17 апреля 1902 года он заключил договор с зодчим, мастером каменных дел из Осташкова Иваном Николаевичем Суравковым, которым в конце XIX – начале XX века были построены многие храмы в Верхневолжье и каменные дома в городе.
Каменная церковь на истоке Волги была очень красива. Главный престол – Спасо-Преображенский, правый придел посвящен святой княгине Ольге, левый – Иоанну Предтече. Пятиглавый храм возвели в псевдорусском стиле, главный престол освятили 23 апреля 1920 года. Проект здания выполнил в 1904 году тверской архитектор Виктор Назарин. Сохранившаяся гравюра проектного чертежа собора явно свидетельствует, что каменный храм истока Волги повторяет формы московского Покровского собора на Красной площади, более известного как собор Василия Блаженного (1555–1560).
Стремление повторить на истоке Волги собор Василия Блаженного с Красной площади Москвы возникло не случайно: этим подчеркивалась духовная взаимосвязь прославленного собора столицы России с храмом у начала великой русской реки.
Интересен проект оформления интерьера храма – к сожалению, из-за революционных событий он не был осуществлен. Росписи стен Спасо-Преображенского собора посвящались прославленной и любимой русской святой – равноапостольной княгине Ольге, внук которой, киевский князь Владимир, в 988 году крестил Русь. В иконостасе предполагалось поместить все лики святых угодников, происходящих от потомства первой святой Русской Православной Церкви, и соблюсти полную историческую точность в изображении и порядке размещения богоугодных отпрысков святой равноапостольной великой княгини Русской. Можно предположить, что создатели проекта росписей в соборе Волго-Верховья могли повторить тему "древо московской великокняжеской династии", представленную в настенной живописи Золотой палаты и Архангельского собора Московского Кремля, а также Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря Москвы. Можно сказать, что Спасо-Преображенский собор на истоке Волги должен был стать священным местом памяти о тех людях, которые прославили землю Русскую. Народное сознание связывало исток Волги и начало христианской истории Отечества. Возвели Спасо-Преображенский собор местные мастера. Здесь же производили кирпич и обжигали его по местному способу в напольных печах.
Несомненно, возведение храма-святыни на истоке Волги стало важным событием в духовной жизни России. Поэтому становится понятным, почему в 1906 году в Волго-Верховье при храме собралась женская иноческая община, которая не имела монастыря, а жила в миру, соблюдая все правила иноческого бытия. В 1907 году указом Тверской консистории утвердили женскую общину на истоке Волги; ее возглавила "мещанка Вера". Новооткрытая община с разрешения прихожан села Сватова приобрела старую деревянную церковь, которую перевезли в Волго-Верховье. Так начинался новый монастырь на истоке Волги. Тогда же по инициативе иноческой общины начали строить деревянный храм во имя Святителя Николая, проект выполнил тверской архитектор Виктор Назарин. Возвел Никольскую церковь местный крестьянин Василий Забелкин из деревни Зенцово Хотошинской волости. А освящена была церковь 27 июля 1908 года. Этот одноглавый высокий деревянный клетского типа храм, которых было много на Руси, сохранился до наших дней; его реставрировали в конце 1970-х годов.
В 1909 году из Верхневолжской Преображенской общины создали общежительный монастырь Осташковского уезда Тверской епархии. Настоятельницей определили игумению Веру. В 1912 году эта обитель стала называться Волговерховским Ольгинским женским общежительным монастырем.
В храмах монастыря служили священники и диаконы, которые получали жалованье от обители и жили в селе Волго-Верховье. Так, в 1917 году в Ольгинском монастыре служил отец Василий Данилов. В обитель на истоке Волги стремились попасть священнослужители даже из отдаленных мест Тверских и Новгородских земель.
В молитвах и великих трудах проходила жизнь насельниц обители на истоке Волги. Об этом ярче всего свидетельствует письмо директора Императорского женского педагогического института О. Платова великому князю Константину Константиновичу, датируемое 1912 годом: "Своими глазами я видел нищету мирскую, сам точно знаю добрые труды и привычки сестер монастыря. Их до слез жаль: присланы они на новое и пустое место... бьются они изо всех сил и не могут завершить своего храма, живут без ограды и сыты тем, что сами сработают".
Монастырь получил поддержку от казны – землю и лесные угодья; от помощника благочинного тверских обителей игумена Виталия – серебряный крестик с ковчегом для вложения частицы святых мощей княгини Анны Кашинской; от крестьянина села Волго-Верховье Ефима Волгина – землю. Из архивов известно, что 30 апреля 1911 года игумения Вера ездила в Москву "для принятия жертвуемой иконы".
Сестрам Ольгинского монастыря удалось сделать многое. Их обитель стала не только духовным, но и культурным центром на истоке Волги. В монастыре была библиотека, в ее собрание входили, помимо богослужебных книг, историческая, научная литература, учебники. Библиотека постоянно пополнялась.
Много внимания инокини уделяли воспитанию крестьянских детей. Они брали на полное содержание в монастырь девочек из бедных семей и сирот, обучали их грамоте, рукоделию и умению вести нелегкое крестьянское хозяйство. Когда девочки подрастали, они уходили из монастыря, полностью подготовленные к жизни в миру, выходили замуж, и, конечно, полученные в обители знания и навыки помогали им строить семейные отношения и воспитывать детей.
В 1907 году открылась монастырская Волго-Верховская школа грамоты, в 1911 году ее преобразовали в церковно-приходскую. В школе преподавали священнослужители, а также сестры обители. В декабре 1914 года по представлению осташковского отделения Тверского епархиального училищного совета игумения Ольгинского монастыря Вера получила "почетное звание попечительницы Волго-Верховской церковно-приходской школы". Для этой школы в 1907 году был построен небольшой одноэтажный деревянный дом. Необходимыми для занятий учебниками обеспечивала школу библиотека обители. Детей учили не только грамоте, но и ведению хозяйства. В 1916 году при школе устроили огород. Волго-Верховский Ольгинский монастырь был небольшой, бедный; основные средства сестер уходили на строительство. Но, несмотря на это, обитель занималась благотворительной деятельностью. В деревянной Никольской церкви на протяжении всех лет существования монастыря собирали пожертвования в пользу вдов и детей-сирот из семей священнослужителей. Волго-Верховский монастырь вкладывал деньги в различные общества, комитеты: Общество вспомоществования бедным воспитанницам Тверского епархиального женского училища, Комитет великой княгини Елизаветы, Общество спасения на водах, Общество ревнителей истории, Главное управление Российского общества Красного Креста и другие. Пожаловал деньги монастырь на истоке Волги и на сооружение в Петербурге храма в честь 300-летия царствования дома Романовых; благотворительному обществу, осуществлявшему подготовку к празднику 100-летнего юбилея победы над французами в Отечественной войне 1812 года. В обители многие сестры занимались рукоделием: шили, вязали кружева, делали домотканое льняное полотно и многое другое. Поэтому для раненых русских солдат в Первую мировую войну инокини шили белье, за что игумения Вера и сестры получили благодарственное письмо от попечительницы Серебряной общины Красного Креста.
Несомненно, молитвы насельниц Ольгинского монастыря, их неустанный труд, широкая благотворительность укрепили общину и помогли в устройстве собственной обители. За очень короткий срок, кроме каменного Спасо-Преображенского собора, деревянного Никольского храма, ограды, были построены на северной стороне одноэтажная деревянная трапезная с кухней; на южной в 1907 году – двухэтажные деревянные кельи настоятельницы и сестер; в 1910 году – двухэтажный дом также для сестер и приезжавших паломников, а поблизости – здание школы. На территории монастыря в северо-восточной части размещались скотный двор, конюшни и сараи для скота и экипажей, хлебный деревянный амбар. В 1911 году в восточной стороне построили деревянную баню.
Строительство велось не только в Волго-Верховье, но и на землях, принадлежавших обители.
Сестры Волго-Верховского Ольгинского монастыря успешно и рентабельно вели хозяйство. Основные расходы составляла покупка продуктов для монастырской трапезы. Обитель приобретала только самое необходимое.
Из своих доходов монастырь выплачивал жалованье священникам, выделялись деньги на содержание школы, платили местным крестьянам, выполнявшим различную работу для обители. Отдельная статья предусматривалась на благотворительность: помощь православным на Кавказе, сборы на распространение Православия среди язычников, Всероссийскому обществу памяти русской армии, павшей в Первую мировую войну, на содержание вдов и сирот духовного звания, на паломничество в Иерусалим ко Гробу Господню. Самый большой доход Ольгинский монастырь получал от продажи скота, а также от билетов Государственной комиссии на бессрочный капитал второго 5% займа. Обитель очень немного получала от пожертвований, молебнов и церковной службы, а также от сдачи в аренду здания почты.
Как и повсюду в России, в уединенной обители на истоке Волги все изменилось после 1917 года. Игумения и сестры монастыря, получив Декрет об отделении церкви от государства, а вслед за этим, в 1919 году, циркуляр, объяснявший процедуру этого отделения, поняли, что обитель будет разорена. Но они все же надеялись, что наступившее смутное время скоро минует, жизнь вернется в прежнее русло. Поэтому решили организовать на основе иноческой общины монастырскую трудовую коммуну, составили ее устав.
К 1924 году сестрами была создана уже новая Верхневолжская сельскохозяйственная артель, о чем говорит запись в расходной книге Ольгинского монастыря об оплате печати и штампа этой артели. И пожалуй, только строгие статистические сведения этой приходно-расходной книги проливают свет на трагическую историю монастыря в советское время. Можно сказать, что в 1918 году монастырь был закрыт. Монахини продолжали жить в обители, где сначала была создана монастырская трудовая коммуна, а позднее – сельскохозяйственная артель. Служба в соборе проводилась, но все строительство в нем было прекращено. Не суждено было воплотиться в реальность прекрасным проектам росписи и иконостасов Спасо-Преображенского собора.
Власть изъяла у монастыря абсолютно все – земли, здания. Финансовые записки коммуны и артели, которые продолжали вести бывшая игумения Вера, казначейная монахиня Антонина, благочинная монахиня Нина, ярко свидетельствуют, что сестры очень много работали. Они продолжали заниматься животноводством, самые большие доходы были от продажи скота. На втором месте – доходы от рукоделия, немного получали от продажи семян, сена, льна, холста, льняной пряжи. На нужды храма сбор был мизерным.
Самые большие расходы монастыря в это время составляли налоги. Платили в осташковский финансовый отдел сельхозналог; за конфискованные монастырские здания и сооружения, которые новая власть по "новым законам" сдавала в аренду инокиням; в отдел землеустройства в Осташкове – за аренду хозяйства; в осташковское страховое агентство; бельковскому председателю сельского совета И.И. Семенову – за сенокосные угодья. Налоги постоянно росли, появлялись новые, а иногда власть одни и те же налоги требовала уплатить дважды. И хотя сестры работали много, доход 1923 года составлял 7 копеек, в 1924 – 53 копейки. Далее все записи прерываются. К концу 1924 года община монахинь Верхне-Волжского Ольгинского монастыря прекратила свое существование. Прошло время, закрыли храмы, сбили кресты, в запустение пришла часовня над истоком Волги. Во время Великой Отечественной войны фашисты взяли село, но не разрушили монастырские храмы.
Опустела обитель в честь русской святой княгини Ольги, село и вся округа. О монастырских зданиях, школе, библиотеке теперь можно узнать только по сохранившимся архивным материалам и по остаткам фундаментов зданий, поросшим травой. Большой каменный Спасо-Преображенский собор много лет использовался под склад зерна...
В 1960-е годы, когда предпринимались попытки создать Селигерскую курортно-туристскую зону, появились грандиозные проекты образования историко-культурного музея-заповедника на истоке Волги. Сюда предполагалось свезти из сел и деревень Верхневолжья старинные деревянные дома, в Спасо-Преображенском соборе открыть музей Волги и представить все областные волжские города. Этот проект был обречен на неудачу. Время неумолимо шло... Не стало в Волго-Верховье стариков и старушек, которые еще помнили монастырь, каждую весну очищали русло истока Волги. Последнюю бабушку, Пушкину, дети увезли в Свапуще, большую деревню на берегу Селигера. В селе не стало детей и школы. Из Волго-Верховья уехала семья учительницы Поляковой, которая принимала всех, кто отваживался по бездорожью, по лесу пешком пройти 25 километров, чтобы попасть на исток.
И все же в конце 1970-х годов что-то незаметно, подспудно стало меняться. В Волго-Верховье пришли из Осташкова реставраторы, начали приводить в порядок монастырские храмы. Это было великое подвижничество: в условиях бездорожья восстанавливали Спасо-Преображенский собор и Никольскую церковь. Многое зависело от ведущего архитектора проекта реставрации из Калининской (позднее Тверской) реставрационной мастерской Анатолия Ивановича Кустова и начальника Осташковского реставрационного участка Алексея Алексеевича Ковалева, который родился неподалеку от истока, в деревне Жукове. Удалось обойти и преграды в лице ученых-эстетов, которые считали, что здания начала XX столетия не представляют какой-либо художественной ценности, а поэтому их нельзя считать памятниками архитектуры и вести реставрацию.
Восстановление монастырских храмов велось на средства Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Так получилось, что Спасо-Преображенский собор Ольгинского монастыря в Волго-Верховье, построенный на пожертвования народа в начале XX столетия, в конце века также был возрожден на добровольные взносы миллионов людей, которых объединяло это общество.
Несколько лет назад, в мае, в день памяти святых Кирилла и Мефодия, создателей славянской азбуки, в праздник славянской письменности и культуры, в Волго-Верховье приехала большая делегация ученых, общественных деятелей, представителей культуры. Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор у Ольгинского монастыря отслужил молебен, освятил исток великой русской реки, установили крест над кровлей маленького рубленого домика, стоявшего над ключом – началом Волги. Молебен на истоке стал уже традицией, который всегда совершается 29 мая. В 1994 году, впервые после закрытия Ольгинского монастыря на истоке Волги, архиепископом Тверским Виктором была совершена Божественная литургия, положившая начало служению литургии и в последующие годы. 9 июля 1995 года чин малого водоосвящения совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который возглавил торжества по случаю перенесения святых мощей преподобного Нила Столобенского из Знаменского собора Осташкова на остров Столобное. Глава Русской Православной Церкви не мог не посетить священное и близкое каждому русскому человеку место.
Изредка стали приезжать в Волго-Верховье монахини из Москвы, побывали здесь сестры из знаменитой Нижегородской Дивеевской обители, Тверской области и других регионов России. Ныне оживает святыня у истоков великой русской реки и, надеясь на молитвы преподобного Нила Столобенского, возрождается и монашеская жизнь в Верхневолжском Ольгинском женском монастыре.